Стальные тросы в судостроении
Массовое применение стальные тросы получили в мелком судовом строительстве и при работе мелких судов. При производстве снастей бегучего и стоячего такелажа и ликтросов используются стальные модели. Для катеров применение стальных тросов осуществляется для штуртросов при рулевом управлении судна, леерного ограждения, а также для управления двигателем на дистанционной основе. В ряде случаев допускается изготовление канатов для якорей из стальных конструкций.
В зависимости от точности и правильности выбранной модели материала зависит безопасность работы судов и формирование преждевременного износа оборудования. В мелком судостроении наиболее часто используют канат талевый и стальной канат с оцинкованным покрытием проволоки при диаметре в диапазоне от 0,2 до 4,0 мм. Наиболее часто используют спиральную свивку, двойную свивку и модели канатов для кабельной работы с тройной свивкой.
Канаты со спиральной свивкой изготавливаются путем свивания проволок спиралевидным наслоением вокруг центральной проволоки. Стальные тросы с двойной свивкой изготавливаются свиванием нескольких проволок вокруг органического или металлического сердечника. Для канатов кабельной работы применяется последовательный механизм свивки проволоки в определенные пряди, а затем в тросы, а из тросов — в канаты. В результате получается трос большого диаметра, способный выдержать различные нагрузки. В мелком судовом строительстве такие тросы применяются крайне редко.
При производстве снастей для стоячего такелажа применятся жесткие виды стальных моделей по ГОСТ 7668. Этот тип отличается малым диаметром при высоком уровне прочности, не подвергается изменению формы и длины при больших нагрузках. Для гоночных судов наиболее востребованным является жесткий тип канатов, изготовленных из нержавеющей сплошной проволоки. При таком сочетании достигается высокая прочность и долговечность в процессе эксплуатации и снижается сопротивление в процессе движения судна.
Для крейсерных яхт используется специальный канат модификации 1Х19, представляющий собой спиралевидную конструкцию, отличающуюся прочностью, жесткостью с добавлением концевых втулок. Для стоячего такелажа применяются модели 7Х7, 6Х7+1, отличающиеся гибкостью, прочностью, однако негативным моментом выступает легкая подверженность этих тросов гниению и воздействию коррозии.