Стальной канат. Его конструктивные особенности
Сейчас уже трудно представить строительный процесс без грузоподъемных механизмов. Башенный кран давно является символом современных строителей. Если кто присматривался к этим высоким подъемным устройствам, то наверняка видел систему канатов, участвующих в подъеме груза. Проигрывая в расстоянии, но выигрывая в силе, блоки в состоянии поднять тяжелый груз, и основной деталью в них является металлический трос.
Это проволочное изделие изготовляется из нескольких прядей проволоки, обвитых вокруг центрального сердечника. Повышенная прочность — вот чем отличается трос стальной от прочих погонных изделий. Способность выдерживать большие нагрузки на разрыв является основным достоинством металлического каната. В настоящее время существует множество разновидностей тросов, они различаются по конструкции и типу свивки. Одинарная, двойная или тройная свивка — это конструктивные особенности каната. Тип предполагает одностороннюю, крестообразную или комбинированную свивку. В условиях массового и крупносерийного производства, заводы обычно производят канаты крестовой свивки. Они обладают универсальностью и прочностью, востребованы потребителями. Однако под индивидуальный заказ производитель может изготовить и канат с комбинированной или односторонней свивкой.
Различаются тросы и своей гибкостью, более пластичные канаты изготовляются из большого количества тонкой проволоки. Основой жестких канатов является проволочный материал большого диаметра. Массивные и тяжелые, они обладают более высокой прочностью, чем их гибкие аналоги.
Стальной оцинкованный трос применяется практически во всех отраслях промышленности. Ни один грузоподъемный механизм (ГПМ) не может обойтись без металлического каната, это касается как ручной лебедки, так и башенного крана. Кроме традиционного оцинкованного каната в настоящее время выпускается еще и трос, покрытый поливинилхлоридной оболочкой. Он несколько дороже, однако, и сфера применения его намного шире: это изделие используется при монтаже информационных табличек и подвесных светофоров, то есть при проведении «ручных» работ.
Использование стальных канатов требует строгого контроля, ведь от их состояния зависит жизнь людей. Следует избегать скручивания и спутывания каната, проволока достаточно упруга, и трос может уже не возвратиться в первоначальное состояние, так и останется в закрученном виде.